В настоящее время университеты Луганской и Донецкой Народных Республик находятся в фазе активной интеграции с российской образовательной системой. Двойные дипломы, стажировки, виртуальные системы повышения квалификации и другие новые образовательные продукты помогают воспитывать и сохранять в регионах кадровый потенциал.
В тоже время, ввиду масштабности этой задачи, при ее решении возникает масса сложностей и проблем, которые вузам приходится преодолевать. Поэтому очень важным является обсуждение этих проблем и сложностей руководителями и учеными университетов новых регионов Российской Федерации, обмен имеющимся опытом.
Круглый стол «Стратегические ориентиры развития университетов Донбасса с целью интеграции в российское научно-образовательное пространство. Вызовы и пути преодоления» состоялся 11 декабря в ФГБОУ ВО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля».
Организаторами мероприятия выступили: Комиссия по развитию высшего образования и науки Общественной палаты РФ, ЛГУ им. В. Даля.
Модераторы мероприятия: Рябичев Виктор Дронович, член Комиссии по развитию высшего образования и науки ОП РФ, ректор ЛГУ им. В. Даля, профессор, доктор технических наук; Клипаков Николай Викторович, доцент, кандидат технических наук, проректор по учебной работе и цифровому развитию ЛГУ им. В. Даля.
В мероприятии приняли участие члены Общественных палат РФ и ЛНР, депутаты Народного Совета ЛНР, представители исполнительных органов государственной власти, ученые, руководители образовательных организаций высшего образования новых регионов Российской Федерации.
Цель мероприятия: Обсудить проблемы, возникающие перед университетами новых регионов Российской Федерации при их интеграции в российское научно-образовательное пространство, поделиться опытом их решения, а также выработать совместные стратегии, позволяющие преодолевать эти проблемы.
Открыл работу Круглого стола член Комиссии по развитию высшего образования и науки ОП РФ, ректор ЛГУ им. В. Даля Виктор Рябичев. В своем приветственном слове он выразил благодарность руководству и сотрудникам Министерство науки и высшего образования Российской
Федерации, оказавшим огромную, всестороннюю помощь вузам Донбасса в период их адаптации в российское научно-образовательное пространство.
Решение стратегической задачи по интеграции в российское научно-образовательное пространство вузов Донбасса был начат в 2022 году. На весь интеграционный процесс, подчеркнул ректор, отведено 3 года; 2 из них уже пройдено.
Круглый стол, отметил Виктор Рябичев, призван помочь в преодолении возникающих на пути интеграции различных сложностей и препятствий. Он пожелал участникам мероприятия успешной работы, крепкого здоровья и мирного, голубого неба.
С приветственным словом к участникам мероприятия обратился Глазунов Иван Викторович – и.о. заместителя Министра образования и науки Луганской Народной Республики, который обозначил целый ряд мер, направленных на совместное сотрудничество в различных сферах образования, направленных на совершенствование научно-образовательной деятельности в ЛНР.
С докладами на конференции выступили:
Клипаков Николай Викторович, кандидат технических наук, доцент, проректор по учебной работе и цифровому развитию ФГБОУ ВО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля».
Мирошников Вадим Владимирович, доктор технических наук, профессор, директор Инжинирингового научно-исследовательского центра ЛГУ им. В. Даля – МГТУ им. Н.Э. Баумана «Феникс» – проректор по технологическому развитию ФГБОУ ВО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля».
Омельянович Лидия Александровна, доктор экономических наук, профессор, советник при ректорате, заведующий кафедрой финансов и экономической безопасности ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» (Онлайн подключение).
Быкадоров Вадим Викторович, кандидат технических наук, доцент, директор института транспорта и логистики ФГБОУ ВО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля».
Макарова Елена Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного управления, ФГБОУ ВО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля».
Фунтикова Надежда Валентиновна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой индустриально-педагогической подготовки, ФГБОУ ВО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля».
Яковенко Андрей Вячеславович, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальных технологий, ФГБОУ ВО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля».
Лустенко Андрей Юрьевич, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и социальных технологий, ФГБОУ ВО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля».
Редько Алексей Николаевич, ведущий специалист казачьего центра «Станица Далевская» ФГБОУ ВО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля».
Участники мероприятия обсудили аспекты взаимодействия вузов между собой, внедрение совместных образовательных программ, проблемы взаимодействия вузов с производством. Ориентированность системы высшего образования на рынок труда является первоочередной и реализуется через систематизированное взаимодействие образования и работодателей и формализуется в виде критериев и требований к выпускникам с точки зрения их текущей практической пригодности к занятости. Кроме того, университеты призваны адекватно реагировать на предсказуемые изменения структуры рынка труда. В связи с чем, возникает объективная необходимость в осуществлении долгосрочного перспективного взаимодействия вузов и работодателей. Вместе с тем, были названы основные эффективные формы взаимодействия, такие как совместная разработка и корректировка образовательных программ; целевая подготовка специалистов; мониторинг текущих и перспективных потребностей работодателей в специалистах, мониторинг востребованности выпускников; проведение практик на базе различных организаций региона; привлечение к контролю качества образования представителей организаций, внешних специалистов и другие заинтересованные стороны.
В рамках круглого стола была рассмотрена тема относительно цифрового развития университетов новых регионов, которая затронула особенности достижения уровня цифровой зрелости образовательных организаций высшего образования. Данная стратегическая цель обусловлена сложностью и многообразием задач, направленных на разработку методических подходов для оценки текущего состояния и прогнозирования уровня цифровой зрелости образовательных организаций высшего образования. Достижение «цифровой зрелости» университета, предусматривает в первую очередь внедрение конкурентоспособного отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов, созданных, в том числе на основе технологий искусственного интеллекта.
Отдельной темой обсуждение круглого стола стало дополнительное профессиональное образование государственных и муниципальных служащих, так как является оптимальным и гарантированным инструментом подготовки кадров для обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации. Оно направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие служащих, обеспечение соответствия их квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды в целом. Основная цель дополнительного профессионального образования – обеспечить получение служащими знаний и умений, позволяющих эффективно решать поставленные перед государственным органом задачи. Дополнительное профессиональное образование включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Оно осуществляется в течение всего периода прохождения службы в любой предусмотренной законодательством об образовании форме обучения с отрывом или без отрыва от службы. На примере было рассмотрен механизм реализации мероприятий профессиональной переподготовки, повышения квалификации для государственных гражданских служащих, в ходе которого служащие получают новые или обновляют имеющиеся знания и умения по вопросам, соответствующим области и виду профессиональной служебной деятельности.
Актуальной темой обсуждения также стала тема формирования инклюзивного культурно-образовательного пространства как стратегического ориентира развития университетов Донбасса на примере РУМЦА, который может выступать как «центр культивирования инклюзии» в системе высшего образования и постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью. Раскрывая направления и механизмы формирования системы социальной инклюзии лиц с ОВЗ и инвалидностью в вузе на отдельных реперных позициях, в этой связи университет традиционно выступает культурным центром, источником и транслятором новых идей и ценностей, влияющих на систему отношений в целом.
Были рассмотрены и другие злободневные вопросы, а также участники
Круглого стола поделились наработанной практикой по интеграции в российское научно-образовательное пространство.
По итогам работы Круглого стола «Стратегические ориентиры развития университетов Донбасса с целью интеграции в российское научно-образовательное пространство. Вызовы и пути преодоления» принята резолюция.
Центр медиа-информационной политики ЛГУ им. В. Даля